Калейдоскоп интересных событий в мире и фактов из жизни

Стереокино в трех измерениях

Новая жизнь старого изобретения

Первые опыты в области стереокино сослужили этой разновидности просмотра фильмов скверную службу. С 1952 по 1954 год было создано примерно около сотни стереолент. Однако их сюжеты не шли дальше каких-нибудь потрясающих копьем африканских охотников или «Кровожадного чудовища Черной лагуны». И все же, что убило эти первые картины (а также попытки возродить их в 60-е, 70-е и 80-е) — так это не плохие сюжеты, а слабая техническая база. Даже такая киноклассика, как мюзикл «Целуй меня, Кэт!» или хичкоковские творения, будучи перенесенными на стереоэкран, отталкивали своим несовершенством. Для получения хорошей трехмерной картинки требовалось, чтобы изображения для левого и правого глаза были очень точно подогнаны друг к другу и находились в фокусе зрения. Это-то и стало непосильной задачей для нескольких поколений киношников.

И вот недавно, кажется, был найден выход. Канадская компания из Торонто «Imax Systems», используя преимущества компьютерной графики, техники жидких кристаллов и сверхширокоформатной пленки, разработала новую технологию, при которой изображение обретает невиданную дотоле четкость и объем. Ленты, созданные по этой новой технологии, названной «Solido», проецируются на экран величиной с шестиэтажный дом. Первый фантастический фильм «Солнечное эхо», созданный совместно с японской фирмой, демонстрировался еще на международной ярмарке «Экспо-90» в Осаке. Зрителей, выстроившихся в очередь, ожидал громадный полусферический экран, а также специальное приспособление, исполняющее роль очков.

Самым существенным в технологии «Solido» была форма экрана — полусферическая. В стереокино, когда мозг комбинирует изображения (левое и правое), возникает искусственное трехмерное пространство, которое «вылезает» из экрана. При традиционной технике по мере того, как предмет приближается к зрителю, делается все больше, он, достигая границ экрана, снова будто бы расплющивается, возвращаясь в плоскость. Тем самым создается неприятное противоречие в восприятии, а кино тут же теряет иллюзию объемности. Преимущества «зонтичного» кинотеатра в том, что края экрана находятся за пределами зрения, и зритель их не видит. Поэтому изображение остается также совершенно естественным — кажется: протяни руку и дотронешься.

Система «Solido» — последняя в серии попыток создания «объемного кино». До этого была лазерная голография со специальными шлемами, оборудованными крохотными экранами для каждого глаза. Одна калифорнийская компания за 190 долларов продавала специальный видеонабор, включающий очки, «объемную» кассету и адаптер, позволяющий смотреть стереофильмы прошлого на современных видеомагнитофонах. «Никогда еще интерес к «объемному кино» не был так высок», — констатирует один из руководителей фирмы Майкл Старкс, предлагающий на рынок картины «Женщины-кошки с Луны» (1953 год), «Территория вне закона» (1953 год) и «Стюардесса» (1962 год) (последняя, кстати, считается самым непристойным стереофильмом всех времен).

Приведет ли новое изобретение к буму в области трехмерного кино? Вероятно, нет. Круг фильмов, предназначенных для стереопоказа до сих пор очень ограничен, а сюжеты их не продвинулись дальше «Пришельцев из космоса» или «В пятницу, 13-го». Компания «Imax Systems» открыла стереокинотеатр в Ванкувере и планирует построить еще два — в Техасе и на Тайване. Но для массовых показов нужна сеть типовых кинотеатров. И главное: каким бы чудом ни казалось в первый момент новое изобретение, пресыщенная публика склонна воспринимать его потом как очередной фокус.

«Люди так быстро привыкают ко всему новому, — жалуется продюсер фирмы Роман Кройтор. — Вскоре они начинают спрашивать: «А когда будет четырехмерное кино?»

Надежда КУДАШЕВА

Свежие записи