Смерть короля на королевской охоте
Кто сегодня не слышал о роскошных авто «Porcshe»? Необычайно элегантные, с фирменной легкой пучеглазостью фар, эти спортивные и полуспортивные машины, скрывающие под лакированными капотами целые табуны лошадей, продолжают оставаться обязательным атрибутом жизни западной элиты.
Согласитесь, что как-то не вяжутся воздушные контуры элитарного «порше» с тяжелыми, мрачными обводами танковой брони! Между тем именно от нее ведет свою историю «Porcshe».
Родился «Porcshe» в Третьем рейхе. А его «отцом» был Фердинанд Порше, который благодаря своему незаурядному инженерному и конструкторскому таланту, занимал пост главного конструктора танков вермахта.
Порше удостоился личной аудиенции у фюрера, во время которой вождь поставил предельно четкую задачу: не позднее начала лета сорок третьего дать фронту танки, способные не только противостоять, но и сокрушать «проклятые русские панцеры». К тому времени наши тридцатьчетверки и КВ успели изрядно попортить кровь установителям нового мирового порядка.
К началу лета 1943 года конструкторские бюро Порше и Хеншеля, промышленность Германии выдали на-гора не одну, а сразу три новых машины. Танки Т-V и Т-VI получили названия — «пантера» и «тигр». А вот в названии новейшей самоходки было решено увековечить имя главного конструктора. Ее окрестили «фердинанд». В обстановке строжайшей секретности первые партии новой техники были доставлены в район Орловско-Курской дуги, где «тиграми», «пантерами» и «фердинандами» вооружили ударные батальоны отборных эсэсовских дивизий — «Герман Геринг», «Райх», «Викинг», «Великая Германия», «Мертвая голова», II-й танковой дивизии СС.
Однако новые танки не спасли вермахт от поражения под Курском, хотя и заставили наших артиллеристов почувствовать, что танковая мощь противника заметно усилилась. Надо признаться, что и «тигр», и «пантера» — прекрасные, грозные машины. За уничтожение одного такого «зверя» артиллерийский расчет почти автоматически получал награды, но…
…Но Гитлер был взбешен: «Фердинанд, почему снаряды русских средних танков пробивают броню наших тяжелых?!»
Порше была поставлена новая задача — создать «непробиваемую машину».
Дисциплинированный конструктор выполнил заказ в рекордно короткие сроки. Но, увы, когда первый сверхтяжелый мастодонт, получивший название «королевский тигр», выполз за ворота завода, было уже лето сорок четвертого и агония режима была очевидна для каждого.
«Я вам больше не верю, Порше! — бесновался Гитлер. — Где гарантии того, что «королевский тигр» не повторит судьбу ваших детищ под Курском и Сталинградом?!»
«Такая гарантия — я сам, — ответствовал конструктор, — мой фюрер, «королевский тигр» — на сегодня лучший танк в мире. Я готов доказать это, лично сев за его рычаги в любом бою с русскими».
Гитлер дал «добро», и буквально на следующий день Порше вылетел в Польшу вслед за сверхсрочными литерными эшелонами, которые везли на Восточный фронт первый батальон «королевских тигров».
Наши войска в те дни вели тяжелые бои в Восточной Польше, на Сандомирском плацдарме, чрезвычайно важном для всей стратегической обороны немцев на Востоке. Именно там и было решено испробовать новинку, причем задача батальону ставилась жесткая: сокрушить советские танковые части на Сандомирском плацдарме и способствовать перелому в ходе военных действий. Операция получила кодовое название «Королевская охота», а главный конструктор, как и обещал, сел за рычаги командирского танка.
…Тридцатьчетверки, укрывшиеся в засаде в густой осиновой роще, остались незамеченными немцами. Советские танкисты с изумлением смотрели на тяжело ползущую по дороге колонну невиданных ранее огромных немецких танков. Однако оцепенение и изумление на фронте проходят за считанные секунды. Казенники танковых пушек, лязгнув, глотнули снаряды, и тридцатьчетверки, ломая тонкие деревца, ринулись в атаку на диковинного врага…
Говорят, что Фердинанд Порше был единственным из всего экипажа, кто так и не сумел выбраться из пылающего «королевского тигра». Здесь, на раскисшем польском большаке, знаменитый конструктор обратился в пепел в раскаленном чреве горящего «королевского тигра». Так детище поглотило своего создателя. Случилось это 13 августа 1944 года.
А командовал той тридцатьчетверкой, которая столь удачно влепила бронебойный снаряд в борт «тигра», управляемого Порше, младший лейтенант Александр Оськин…
Александр ЧУДАКОВ