Охотник за сокровищами
Интервью с кладоискателем, пожелавшим остаться инкогнито
— Как ты стал кладоискателем?
— Наш дом был построен в конце прошлого века. Он находился в районе Замоскворечья, и его уже собирались сносить. В моей комнате рядом со стенкой стоял массивный дубовый шкаф еще со времен императора Николая II. В этом месте не было плинтусов, шкаф почти врос в дощатый пол и стену дома — очевидно, поэтому прежние хозяева не прихватили его в собой при отъезде. По этой же причине мы никогда не пытались отодвигать его при ремонте. Но сейчас, выезжая из этой коммуналки, уже после того, как была вынесена последняя кастрюля, я вернулся в свою комнату и еще раз заглянул в шкаф. Я несколько раз стукнул по его дальней стенке — просто так… Раздался странный звук, усиленный пустотой комнаты. Я стал простукивать рядом, но такой звук был только в одном месте. Я слетал к машине и принес тесак. Через двадцать минут мне удалось пробить в стене шкафа дыру, вполне достаточную для того, что осмотреть скрытую за ним стену дома… Но ее там не оказалось. В углублении лежала небольшая шкатулка с маленьким ключиком в замке. Ключик не поворачивался. Моя сестра, наблюдавшая за ходом событий, принесла машинную смазку, мы капнули в замочную скважину, и ключик повернулся. В шкатулке были пачки банкнот начала века, слиток золота и листок, на котором уже ничего невозможно было прочесть — чернила выцвели… Так что можно сказать, я стал кладоискателем совершенно случайно. Но многие начали заниматься этим намеренно и со знанием дела. Они знали — где искать. Теперь в курсе и я.
— И где могут находиться эти тайники?
— Если брать старинные особняки, то — в печах, на чердаках под балками, за подоконниками. Чаще всего под полом и за стенками.
— В старинные дома еще надо попасть!
— Как правило, когда такой особняк кем-то покупается, его начинают потрошить — снимать перегородки и прочая-прочая. После чего начинается перестройка «внутренностей». Но до начала строительства, когда здание не занято рабочими, никто не мешает порыскать по дому. Это время как раз и используется искателями сокровищ.
— Часто ли попадаются действительно сокровища — россыпи бриллиантов, слитки золота, деньги и драгоценности?
— Что угодно попадается — и драгоценности, и деньги, и запрещенная литература, и серебряная посуда, и револьверы. Оружия, кстати, очень много. И вообще, нужно быть очень осторожным при поиске — я слышал, у гостиницы «Россия» под полом была обнаружена бомба, оставшаяся еще с революции 1905 года. Причем, что называется, при параде.
— Где еще, кроме Москвы, имеет смысл «рыть носом землю»?
— Есть мнение, что в Москве через пять-семь лет не останется ни одного клада. Но все это, конечно, ерунда. Что касается Питера, то там по непонятной причине находок мало. Профессионалы считают, что наиболее перспективны среднерусские, а также поволжские города. Купцам там было что прятать во все времена.
Рита ГАРУНОВА