Лечу, куда хочу!!!
Когда мимо вас с невероятной скоростью проносятся люди в касках и белых футболках, все — на роликах или на худой конец на скейтах, знайте, что вы оказались на фестивале роллер-спорта «Экстрим-97».
Начался первый фестиваль роллер-спорта с состязаний по стрит-стайлу (его еще называют «уличным» стилем). Чтобы их проводить, соорудили площадку со специальным оборудованием: трамплины разной высоты, перила или «рэйлы», разгонные горки и т.д. Каждому участнику отводилось три минуты, в течение которых он должен был показать как можно больше трюков разной сложности.
У меня было такое чувство, что эти камикадзе или сейчас упадут и расшибутся, или просто наедут на меня. Но они спокойно двигались себе дальше, с размаху плюхались на землю, преспокойно поднимались (причем так невозмутимо, будто так и должно быть) и живые и невредимые катили по своей непонятной траектории. Меня, как человека впечатлительного, успокаивало одно: некоторые из них были в наколенниках, налокотниках и даже в касках. Все это происходило под звуки трансовой музыки, что еще больше нагнетало атмосферу.
Вторым видом соревнований стал верт-скейтинг или в простонародье — «рампа» («рампа» или «халф-пайп» — штука в виде половинки огромной трубы, распиленной вдоль). Когда роллер вылетает с «рампы» вверх, он может делать массу невероятных трюков — передние и задние сальто, всяческие повороты, мак-твисты… Естественно, при таких рисковых пируэтах защитная экипировка и шлем просто обязательны. «Верт-скейтерам» тоже отводилось три минуты. Здесь оценивалось все: от количества до сложности трюков.
«Верт-скейтинг» и «стрит-стайл» считаются самыми зрелищными видами роллер-скейтинга и представляют собой стиль — «агрессив-стайл».
Во время соревнований я поговорила с самым маленьким роллером и его папой, присутствовавшими на «Экстриме-97», — Пашей и Сергеем Харитоновыми.
Паше сейчас семь лет, на роликах он стоит с пяти. В последний сезон Паша перешел на «ин-лайн» — ролики с продольными колесами. Папа с сыном специально ездят на роликах до Лужников, чтобы потренироваться — без сумок и обуви. Сергей кроме того иногда отправляется на роликах даже… на работу.
— К этому делу меня приобщил сын. Вообще-то я начинал заниматься ими еще три года назад, но на обыкновенных роликах — старых, традиционных. А потом перешел на «ин-лайн», чтобы спокойно и быстро передвигаться по Москве. Теперь велосипед мне не нужен… — говорит Сергей.
— Я обожаю экстремальные виды спорта, люблю рисковать, потому что это интересно, захватывает дух, тут нужна большая уверенность в себе. Мне это ну очень нравится! — добавляет Павел.
Среди мельтешащих роллеров я с трудом отыскала победителя «стрит-стайла» в разряде «После 15 лет» — 19-летнего Диму Николаева, или попросту Мамочку. Первым делом я задала самый главный для меня вопрос:
— Как при таких жестоких падениях роллеры не убиваются?
— Раньше я убивался, палец однажды даже сломал. Но серьезных травм не было. Падать мы уже привыкли — после пяти лет тренировок этого не замечаешь.
— Тебе что, совсем не больно?
— Боль быстро проходит. Это зависит от того, как упадешь. Можно свалиться с полутора метров — и руку себе сломать, шею свернуть, а можно — если умеешь падать — отделаться синяками.
— А ты где-то учился падать?
— Как и все — на улице. В процессе, так сказать, постижения мастерства.
— Когда у тебя появились первые ролики?
— Первые подержанные, за 4 рубля — выпросил у мамы. Сначала, когда катался во дворе, ребята смеялись: о, с роликов съехал! А сейчас я в основном с роллерами общаюсь, я тут на фестивале половину народа знаю.
— Сколько сейчас стоят хорошие ролики?
— Триста долларов. А всякие хорошие наколенники-налокотники — пятьдесят.
— Ты, как чемпион, что посоветуешь тем, кто решил заниматься роликами?
— Не бояться прыгать. Все дело в страхе — если ты боишься, то, как надо, не поедешь и ездить не сможешь. Чем больше ты будешь тренироваться, тем лучше у тебя будет получаться.
— Почему у тебя такое странное прозвище — Мамочка?
— Однажды была вечеринка, и мы обсуждали проблемы воспитания. Видимо, так долго и много я это делал, что после меня начали называть Мамочкой. Я абсолютно спокойно к этому отношусь, отзываюсь, мне даже когда по телефону звонят, то просят Мамочку или Маму. И моя мама спокойно меня подзывает.
Самыми рисковыми мне показались ребята, выступавшие в «рампе». Один из них — Семен Чернавских, 21 год, — выиграл приз.
— Почему ты выбрал «рампу», а не более популярный «стрит-стайл?
— Раньше я просто катался, а теперь занялся «верт-скейтингом». Там больше острых ощущений. И чем больше мне это нравится, тем больше получается.
— Ты не боишься разбиться?
— Да это уже не раз было. Руки, конечно, не ломал, но всякие ударчики нормальные были.
— Ты много тренируешься?
— Мало. За последние три месяца сегодня — впервые. Делать это просто негде. Эта «рампа» в Лужниках — единственная в Москве. Раньше мы на ней тренировались, а сейчас она почему-то постоянно разобрана и стоит на улице.
— Что бы ты посоветовал подростку, который только собирается встать на ролики?
— Главное, не обламываться. Многие в 14 лет, например, начинают и обламываются: их взрослые дяди прогнали с площадки, а они ушли и забыли. Надо кататься, кататься и кататься. Чтобы чего-то добиться, нужна тренировка.
Кроме наших любителей, на фестивале выступили и профессиональные роллеры из команды «Roces». Эта фирма является производителем роликовых коньков и экипировки. Двух роллеров, Ивано Джальярдо из Лозанны — Европейской столицы «Агрессив-ин-лайн скейтинга», и Франка Рудольфо из Франции, фирма «Roces» выбрала для показательных выступлений на «Экстриме-97» в Москве. И они показали класс!
— Почему вы решили заниматься роликами?
— Потому что это — свобода и другие классные чувства.
— Как на Западе развивается роллер-культура?
— В каждой стране свой стиль и разные подходы к катанию. Например, Ивано живет в Лозанне, это горный город, поэтому там популярны всякие съезды с гор с препятствиями, а Франк — из Франции, там главенствуют «стрит» и «рампа». В России, кажется, тоже больше занимаются «стритом». А вообще многое зависит от страны, поэтому лучше всего путешествовать по миру и смотреть, где, что и как.
На «Экстриме-97» прошли также конкурсы среди брейкерских и граффити команд, поскольку и те, и другие близки к роллер-культуре. В финал первого вышли команды «Da Boogie Crew» (Москва), «Jam Style» (Санкт-Петербург) и «Street Jazz» (Москва). Кроме того, свое мастерство в танцах показали группы из Германии «Flying Steрs» и «ATB». Свои творения во втором конкурсе представила группа «Da Boogie Crew», граффитчики Крыс (Рига) и Макс (Калининград).
АЙГУЛЬ
Редакция благодарит Российскую федерацию роллер-спорта и команду «Boogie Crew Рroduction» за помощь в подготовке материала.