Graffомания
История и традиции настенной живописи
На Западе настенная живопись появилась в начале семидесятых — вместе с изобретением краски-аэрозоли. Она наносилась на обшарпанные стены домов в негритянских кварталах, и ландшафт принимал эксцентричные, забавные формы, привнося в жизнь бедных обитатей трущоб немного яркости и счастья. Американцы, люди проворные и склонные ко всяческим изобретениям (в том числе в области лингвистики), мгновенно окрестили модное нововведение словом «graffity» (от итальянского «graffiti» — «нацарапанные»).
В средневековой Италии под этим словом подразумевали посвящения, магические или же бытовые надписи, выведенные на стенах зданий, сосудах и прочих вещах. Скажем, если какой-нибудь добропорядочный гражданин не уделял должного внимания (суммы) потомственной ведьме, то его надежды на светлое будущее превращались в утопию. Ведьма приходила ночью к его дому и царапала на стенах заклинания, сводившиеся к одному: «Чтоб ты сдох, гнида».
Правда, если быть объективным, graffity имеет корни, уходящие в более туманное прошлое.
Азы живописи начали осваивать первобытные люди. Сидя по вечерам вокруг племенного костра, они чертили на песке палкой-копалкой план охоты. Наиболее удачные из сражений с мамонтами и саблезубыми тиграми они увековечивали на стенах своих пещер. Многие из их работ и по сей день пребывают в музеях. Ими восторгаются, хранят как зеницу ока. А какова судьба сегодняшних настенных шедевров? Их смывают столь же скоро, как наносят.
За тысячелетия изменилась техника нанесения рисунка, но сегодняшняя молодежь и доисторические люди едины в одном: свою живопись они использовали для общения друг с другом.
В Америке всплеск увлечения graffity произошел в связи с… наркобизнесом. Предприимчивые наркодельцы поддерживали развитие уличных изображений — посредством зашифрованных рисунков и надписей они сообщали «тинам» место продажи «травки», цены и сведения о новом товаре. Со временем из секретного вида связи graffity превратилось в обычное средство общения подростков, в том числе и наших. Действительно, ведь не у всех же папы — «новые русские», способные обеспечить свое чадо пейджером. За неимением оных информацию и оставляют прямо на стенах. Кому не хватает дара — те просто пишут, ну, а более талантливые оставляют на суд прохожих живописные шедевры. Для graffity требуется краска-аэрозоль (цены на нее колеблются от 30 тысяч рублей и выше), государственная стена (приличный штраф за порчу — в лучшем случае) да немного изобретательности. С последней дело обстоит сложнее, ибо ее ни за какие деньги не купишь.
Я бы разделила русское graffity на несколько направлений. Самое примитивное — обычная корявая надпись (чьи-то инициалы), банальное «Здесь был Вася» или нецензурные словечки. Те, чья фантазия отдыхает, довольствуются заранее изготовленным трафаретом (последний обрел на Западе более плодородную почву, чем у нас — и это радует: наши люди склонны к мышлению!). Особое место в «низшем» graffity занимают надписи, тем или иным образом связанные с музыкой. Интересно отметить, что рьяные поклонницы Киркорова и «Иванушек» внесли существенные новшества в метод нанесения graffity. Признания «Филенька, я — твоя заинька» и «Я хочу Игорька» выполнены обычно карандашом для подводки глаз или же губной помадой (лак для ногтей считается шиком) и, как правило, обильно сдобрены поцелуями. Мужская половина придерживается более строгой техники. В ход идут маркеры и баллончики, причем нередко собственного изготовления (в пластиковую бутылку заливают масляную краску, разбавленную скипидаром). Надписи, как правило, отличаются лаконичностью: «Metallica», «Nirvana», «Manowar». Фраза «Курт Кобейн жив» в моем подъезде всегда вызывает у меня наплыв чувств: вспоминается детство, начальная школа, учебник «Родная речь», на форзаце которого крупными буквами напечатано: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». Подобные надписи (не про Владимира Ильича) — чистейшей воды вандализм. На них уже никто не обращает внимания, за исключением «постовых старушек», которые устраивают скандалы дворовых масштабов и затем выносят приговор: «Руки бы этим паразитам оторвать!» Строго, но справедливо.
Второе направление graffity отличается большим профессионализмом. Под ней подразумеваются надписи обычно юмористического или политического характера. Часто они сопровождаются иллюстрацией, своеобразным «наглядным пособием». Например, портрет Бэтмена в полный рост с подписью: «Если он и вправду такой умный, то зачем носит трусы поверх водолазного костюма?» — чисто американский вариант graffity. Существуют и интернациональные фразы, как то: «Do not make war — make love» («занимайтесь любовью, а не войной»). Нередко подобные лозунги сопровождает внушительных размеров пацифика.
Наша страна фразами на стенах, типа «Долой самодержавие! Бей буржуя!» славится еще с начала века. Сегодня встречаются не менее провокационные призывы, появляющиеся, как правило, накануне президентских выборов или после изменений в составе правительства. Школьная культура надписей тоже дает о себе знать: «Директор — козел», «Мети поганой метлой все руководство» и другие не менее революционные лозунги.
К третьему направлению graffity я отношу настоящие шедевры живописи. В России они встречаются крайне редко. Их основная черта — объемность и красочность. Это может быть или герой любимого мультика, или автопортрет, или даже репродукция Пикассо.
Кстати, Пикассо ценил в graffity «предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения фигуры и лица». Работы П. Клее, Ф. Марка, Э. Нольде и многих других экспрессионистов близки по стилю современным настенным шедеврам, но, увы, graffity называться не могут, ибо написаны на холсте. Некоторые из современных настенных работ выполнены настолько профессионально, что знатоки живописи начинают уделять им немалое внимание. Очень возможно, что вскоре будет учреждено звание лучшего graffoмана года («graff» — слэнговый вариант «graffity»). А вот выставки graffity уже сейчас постепенно входят в моду. Этой зимой сорок московских художников расписали стены семикомнатной коммуналки, зная, что через неделю в квартире начнется капитальный ремонт и вся их живопись погибнет. Но до этого там побывала масса народу.
Многие предприимчивые студенты, осознав, что graffity — довольно прогрессивное течение, решили на нем подзаработать и предложили свои услуги акулам шоу-бизнесса. Последние, придя к тем же выводам, согласились. И вскоре начали появляться клубы, дискотеки, телевизионные студии, расписанные а-ля graffity («Тин-тоник», «Подъем переворотом» («Рetrov рarty»), «Джем»). Мне говорили, что одному студенту за оформление дискотеки «Мегаденс» заплатили более 500 долларов. Так что дерзайте! Но прежде, чем вы обзаведетесь краской, немного набьете руку и отправитесь на поиски работодателей, — мой долг предупредить о законах и правилах мира graffity.
Высшую ступень в иерархии «живописцев» занимают настоящие профессионалы. Они-то и зарабатывают на заказах. Понятно, мало кому хочется иметь конкуренцию, а посему — опасайся! Пробовать свой талант лучше дома (согласовав с предками). Дело в том, что с помощью graffity многие группировки устанавливают границы своей территории, и, не дай Бог, ты поставишь лишнюю загогулину на «шедевре» главаря. В этом случае одним легким испугом не отделаться. Если уж и выбирать «полотно», так только в легальных зонах — московский Арбат, например. Но и здесь дилетантов особо не жалуют. Перед выходом ты должен твердо решить, куда направиться: к Стене мира или Стене Виктора Цоя, — и, уже исходя из этого, обвешиваться пацификой или учиться правильно складывать из пальцев «козу». Есть люди, встреч с которыми следует всячески избегать: милиция и активисты «Greenpeace». Стражи порядка, если застигнут на месте «вдохновения», вероятно, заберут в близлежащее отделение, где и предъявят штраф за «нанесение ущерба государственному имуществу». Если же площадь «шедевра» исчисляется десятками квадратных метров, то единственное, на что придется уповать — собственный артистизм и сострадание дядечек в форме. Уголовный кодекс здесь суров: как сядешь, так и не встанешь. С гринписовцами все намного проще, но приятного тоже мало. Они прочитают длинную лекцию о том, как аэрозоль, заключенный в баллончике с краской, разрушает озоновый слой планеты со всеми вытекающими из этого последствиями. Если не побьют — ликуйте и кайтесь.
Напоследок приведу несколько интересных, на мой взгляд, фактов. Английская полиция составила портрет типичного graffity’мана. Обычно это человек 15 — 19 лет, мужского пола (99 процентов), из малообеспеченной семьи. Подавляющее число подростков в рядах приверженцев graffity психологи объясняют следующим образом: оно объединяет изгоев общества, людей, которые не вписываются в критерии «правильной жизни». Для многих рисование на стенах не только прикольное времяпрепровождение, но и жизненная философия, средство общения, знак протеста, вызов обществу. По данным статистики, ежегодно Великобритания затрачивает более двух миллионов фунтов стерлингов на борьбу с последствиями graffity. В 1996-м там арестовали в связи с этим двести человек!
Полиция утверждает, что эта цифра будет расти, ибо graffity — вещь заразная (необходимо при этом учесть, что graff уже успел проникнуть в Internet и, несомненно, войдет бойкими шагами во второе тысячелетие). А посему, на основе вышесказанного, вам решать: graffity — вандализм или же ведущее направление в живописи XXI века.
Анна АМОСОВА