Приключение по плану
Моя подруга всегда была человеком домашним и совершенно нормальным. Разве что иногда впутывалась в какие-то дурацкие истории. Так случилось и на этот раз: от любопытства, желания пооригинальничать и стремления к экономии она решила съездить в гости к своим немецким приятелям не как все приличные и цивилизованные люди, а автостопом. Начихав на мои предупреждения и причитания, она отправилась, а через пару месяцев я имела счастье лицезреть ее вновь — целую, невредимую и страшно довольную.
«Давно известно, что самое главное отличие бескрайних заграничных просторов от бескрайних наших — не столько уровень жизни, сколько люди. Не считая редких исключений, они необычайно культурны, вежливы и воспитаны. Это касается даже таких диких в нашем понимании существ, как водители. Как-то мы остановились минут на десять посреди дороги, изучая карту. Удивленно думали, почему нет машин. Когда мы наконец-то подняли головы, оказалось, что их выстроилась целая очередь и все терпеливо ждали, когда мы уйдем с проезжей части. Они даже не гудели! (Об этом я вспомнила по возвращению, когда на первом же перекрестке меня чуть не задавили.)
К любому путешествию надо готовиться, а к автостопу — тем более. И заграница здесь не исключение. Если кто-то думает, что стоит только встать на обочину, проголосовать, тормознуть машину — и окажешься в искомом месте, он заблуждается. Мы привыкли к тому, что у нас машины можно ловить на любой дороге, другое дело, получится это или нет. На Западе же существуют автобаны — скоростные трассы, на которых скорость практически не ограничена, остановки и присутствие пешеходов запрещены. И первая же полицейская машина заберет в участок незадачливого «чайника», прогуливающегося там с рюкзачком. Поэтому попутку лучше искать на небольших дорогах. Но самое оптимальное место — это автозаправки. Нередко можно увидеть, как на них скапливаются целые очереди пассажиров. Кроме того, необходимо точно знать, где вылезти, иначе место высадки может стать твоим пристанищем на многие часы. Желательно ехать от заправки до заправки. Если же тебя высаживают на проселочной дороге, есть опасность, что ты очень долго никуда не выберешься.
Следующее правило: надо тщательно планировать маршрут, особенно если отправляешься на длинные дистанции. Поэтому самая необходимая вещь тут — карта автомобильных дорог. В Европе на каждой стоянке или заправке можно взять бесплатную брошюрку с обозначенными магистралями и автозаправками. Бывалые люди возят с собой проверенный годами атлас, чтобы из-за неточностей карты не перепутать дороги и не проехать автостоянку. Наличие спасительных автозаправок решает еще одну проблему — ночевки. Конечно, если есть палатка и спальник, проблема решается сама собой. Но если всем этим не обладаешь (все-таки чем меньше вещей, тем лучше), ночевать можно на тех же заправках. Там гораздо теплее и уютнее, чем под открытым небом, и в принципе никто не выгоняет.
Никогда не помешает знание языка. Часто одного английского недостаточно. Старательно вбитая в наши головы версия о том, что на инглише тебя поймут во всем мире, нередко подводит. Немцы до безобразия ленивы, и многие из них знают только «йес» или «ноу». Но жестов и минимального набора немецких фраз (только не из книжек про войну) вполне хватит. На худой конец можно просто остановить машину, ткнуть пальцем в карту и определить по кивку головы, берут тебя или нет. Но это слишком скучно. Большинство водителей, которыми движет любопытство или жалость, сажают к себе пассажиров как раз для того, чтобы поболтать. Многие состоятельные владельцы машин сами в молодости стопили, что и обнаруживается в процессе разговора.
Очень часто предлагает подвезти молодежь — что ни говори, а свой свояка видит издалека, а вот женщины останавливаются редко. В основном пассажиров берут дальнобойщики. Это самый подходящий контингент, обладающий нескончаемым запасом историй и баек, да и подвезти они могут достаточно далеко. Единственное «но»: на легковушке можно доехать гораздо быстрее. Так что решайте сами. По мне — лучше скорость.
На своем первом маршруте я ехала с молодым водителем лет двадцати семи. Он помогал своему отцу строить загородный дом и занимался перевозками стройматериалов на маленьком фургончике-таратайке, который передвигался со скоростью 80-90 километров в час. Он еле-еле тащился и на автобане, где остальные машины выдавали все 200. Интересным в этой ситуации оказалось поведение водителя. Он очень смущался из-за того, что машина такая плохая и мы движемся медленно. Парню было так неудобно, что он добровольно и совершенно бескорыстно предложил нам переночевать в его доме. А утром привез на стоянку!
Когда садишься в машину, водитель обычно говорит: я довезу до такого-то места — и показывает пальцем на карту. Но обычно везут гораздо дальше, чем обещают. Тут главное — разговорить. Мы ехали из Германии в Копенгаген. Первый водитель обещал вначале провезти нас 100 километров. За трепотней и разговором мы незаметно одолели около 300, заехав не в ту сторону, куда ему было нужно. На прощанье он еще и извинился, что все-таки не смог подбросить дальше. Следующий подкинул нас сразу до Копенгагена, хотя ему тоже нужно было в другую сторону. С ним мы переплывали на пароме (там существует правило, что человек, переезжающий на пароме со своей машиной, имеет право провозить бесплатно всех находящихся в ней людей).
Нам повезло — сложность заключалась не в деньгах, а в самом въезде на территорию Дании. С визой у нас не было никаких проблем, но за границей в принципе не любят русских, и таможенники в первую очередь. Челноки давно всем намозолили глаза, и в отличие от мирных туристов из Европы появление русских ведет за собой воровство, мелкое хулиганство. Если у всех остальных таможенник просто проглядел паспорта, то, увидев наши, скрылся с ними минут на десять, проверил на компьютере данные, заставил заполнить анкету. В ней надо было указать все — от количества наличных денег до адреса, куда мы отправляемся. Водитель же безропотно ждал нас, хотя все остальные машины давно уехали!
Еще одной проблемой оказались большие города. Ни в коем случае не стоит заезжать в них: там сложно поймать машину, которая подбросит хотя бы до окраины. Иногда проще договориться с водителем загородного автобуса и добраться с ним до ближайшей автозаправки. Это тоже можно и нужно сделать бесплатно.
Конечно, не помешает смотреть на номера машин. На них за границей существуют специальные буквы, по которым можно узнать страну «прописки» и сразу решить: голосовать или нет.
В любом случае, если долго (более 3 часов) стоишь на одном месте, а все попутные машины как сквозь землю провалились, значит, что-то здесь не так. Нужно либо менять место, либо двигаться в ту сторону, куда и машины. Очень часто бывает, что трасса выбрана неправильно.
Желательно при себе иметь таблички с крупно написанными названиями пунктов, до которых требуется добраться. Названия городов можно менять на более близкие или дальние. В этом помогут яркий маркер и бумага. Многие используют липкую ленту, налепляемую на фанерку. Почти каждый профессионал имеет в своем багаже многоразовую дощечку.
Контингент путешествующих на халяву состоит в основном из студентов, больше всего почему-то встречается поляков. Некоторые таким образом постоянно ездят к друзьям или отдыхать, другие — путешествуют ради приключений и свежих впечатлений. В основном это ребята, девчонок и меньше, да и держатся они обычно парами. Лучше всего водители берут парня с девушкой. Парами путешествовать удобнее еще и потому, что, пока один общается с водителем, другой может отдыхать. Желательно, чтобы хотя бы один знал язык. Но в путешествии в одиночку есть свой плюс: в машине далеко не всегда бывает два свободных места. Среди стопщиков встречается и немало довольно взрослых и денежно обеспеченных людей, которыми руководит азарт, жажда приключений, желание почувствовать себя молодыми. Некоторое время с нами путешествовал итальянец лет тридцати, у которого на родине был собственный завод по изготовлению компакт-дисков. А моя знакомая (между прочим, преподавательница вуза), втравившая меня в это дело, в свои сорок лет вовсю колесит по Европе вместе с четырнадцатилетней дочкой. Ее муж, правда, так и не понял ее странного стремления к бродяжничеству. Я этого тоже не понимала — но только до тех пор, пока не попробовала сама».
Ирина ПЕТРОВА