Отец «Хоббита»
или Как преподаватель Оксфорда написал не по-детски серьезную книгу для малышей
В 1973 году этот свет покинул некий Джон Рональд Руэл Толкиен, восьмидесяти лет от роду. Ну, покинул и покинул — ничего в этом факте не было бы замечательного, не оставь он в наследство нам три книги…
«…Автор недвусмысленно заявляет, что победа добра в мире и в человеческой душе зависит от самого человека». Такая немудреная аннотация была дана эпосу «Властелин Колец» (в русском переводе изданном в 1991 году).
Джон Рональд Руэл Толкиен родился 3 января 1892 года в городе Блумфонтейне, посреди голого, пыльного южноафриканского вельда.
Немного воспоминаний о тех временах осталось у старшего брата — Артура Толкиена: тарантул укусил, мартышки на заборе, змеи того и гляди съедят, по ночам воют шакалы, а кругом безграничный простор, тяжкий зной и выжженая жестоким солнцем трава. Вот, пожалуй, и все.
Позже мать — Мейбл — с сыновьями перебралась в Англию, где занялась их образованием и религиозным воспитанием. Благодаря этому Рональд и смог обеспечить себе возможность учиться бесплатно.
Толкиен хорошо знал греческий и латынь, немного французский, немного немецкий, но подлинно нашел он себя в готском, кельтском и древнеисландском. Он чувствовал языки, проникался ими, воспринимая не слова, а тексты. Когда ему не хватало лексики, он начинал изобретать, скрещивая англосаксонский, уэльсский, древнескандинавский, финский языки. Как раз тогда Толкиен и пишет «Книгу утраченных сказаний».
Лишь спустя добрых два десятилетия Джон Рональд Руэл порождает на свет Божий «Сильмариллион». В основе этой книги лежала легенда о том, как были похищены из священной земли — Валинора — три волшебных бриллианта — Сильмарилла.
В 37 лет Толкиен становится отцом семейства, что само собой приводит прирожденного сказочника к сочинению историй, одна из которых и выводит его на бескрайние просторы Средиземья.
Взял как-то Толкиен чистый лист, да и написал на нем ни с того ни с сего: «В земле была нора, а в норе жил да был хоббит». «Имена существительные, — заметил он позже, — всегда обрастают в моем сознании рассказами. И я подумал, что не мешало бы выяснить, какой такой хоббит…»
А ведь и в самом деле, что еще за хоббиты такие? Никаких хоббитов, а уж подавно и Средиземья в фольклоре нет и быть не может! Эльфы — пожалуйста, гномы — повсюду, чудища — стращилища, вроде орков, драконы всяческие — ради Бога. Есть, конечно, вспомогательные существа: серый заяц, колобок… Так, может, хоббиты выросли из «второго эшелона»? Ведь как ни отнекивайся Толкиен, а хоббит все-таки сращение двух слов ho(mo)- человек и ra(bbit) — кролик.
Автор «Хоббита», «Властелина Колец» примеряется к сказке, насквозь пронизанной обращенной к детям интонацией, и персонажи Сильмариллиона одомашниваются. Эльфы уже не эпические витязи, а шустрые насмешники-певуны; тролли — непроходимые болваны; орки-гоблины скорее злыдни, чем злодеи, да и Гэндальф — сущий Дед Мороз, только что без мешка…
«Хоббит» имел потрясающий успех, но мудрые отроки уловили в нем нечто большее, нежели похождения «зайки». И действительно, ведь недаром мелькнула в конце зловещая спина Некроманта — уж не старый ли это знакомец Саурон Великий, правая рука владыки тьмы — Моргота? А взять то же волшебное колечко: уж очень изменился Бильбо Бэггинс, как его заполучил, и Гэндальфа оно вдруг встревожило. «Нет, неспроста все это», — решил профессор Толкиен, ухватился за колечко, да и вытянул за него весь труд своей жизни — «Властелина Колец».
«Рассказ у нас пойдет в особенности о хоббитах». Так звучит первая фраза пролога, однако называется эпопея «Властелин Колец». На самом деле эта книга о природе власти: низменной и уничтожающей, основанной на лжи и насилии. Нравственные основы существования человечества неизменны, и сумевший отстоять их в своей душе остается Человеком, будь он эльф, гном или хоббит.
Николай ДЕМИДОВ, (он же Гэндальф Серый)
Для непосвященных:
Средиземье — место действия «Властелина Колец».
Саурон — Враг, Черный Властелин, Повелитель Колец — олицетворение зла.
Бильбо Бэггинс — см. «Хоббит».
Гэндальф — Тхаркун, Инканус, Митрандир, Олорин, Серый странник; символ Добра, его служитель и вечный противник Саурона — Носителя эльфийского кольца Нарья.