Калейдоскоп интересных событий в мире и фактов из жизни

ЖИВОПИСЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ ХУДОЖНИКА ВЕРЕЩАГИНА

Стены старой глиняной крепости расцвели яркими цветами оранжевых вспышек, и русские солдаты один за другим стали падать на горячий песок: одни были убиты, другие — испуганы. Взвод русской пехоты залег в барханах. Положение складывалось отчаянное — кавалерия противника могла предпринять атаку. Отступление означало новые потери. Вставать и идти вперед никто не решался. И тут с земли поднялся странный человек — с винтовкой наперевес и с… мольбертом на боку.

— Ур-ра! — пронеслось по залегшей цепи, и солдаты бросились в атаку.

Человеком, поднявшим пехотинцев в бой и заслужившим за этот подвиг офицерский Георгиевский крест — высшую воинскую награду России — был известный живописец Василий Васильевич Верещагин.

Талант художника проявился у него в раннем детстве. Однако, родители то ли не замечали способности сына, то ли прочили ему совершенно другую карьеру. Когда мальчику исполнилось восемь лет, они отдали его учиться в военный Александровский корпус, а оттуда перевели в морское училище. Но юный и несговорчивый Верещагин твердо решил посвятить свою жизнь искусству и, окончив курс, собирался продолжить образование в Академии Художеств. Старания родителей, пытавшихся отговорить его от этого шага, не увенчались успехом. Упрямый сын поступил по-своему, несмотря на то, что, совершая этот маневр, рисковал остаться без наследства, а следовательно — без копейки в кармане.

Еще не окончив академию, Василий Васильевич уехал в Париж набираться опыта в мастерских известных художников. Но метод работы, основанный на «вымучивании» сюжетов в четырех стенах, мало привлекал этого юношу, и он отправился на «натуру». В поисках нового материала он поехал не на модные французские курорты, а «под пули» на Кавказ. В один прекрасный день он был отозван оттуда, но только для того, чтобы получить направление в еще более горячую точку — на войну в Туркестан. Судьба упорно вела его на поле боя, но и там он оставался художником и в перерывах между военными действиями, когда все — от рядовых до офицеров — падали от усталости, писал этюды.

В 1874 году Совет Академии за достижения на художественной ниве возвел Василия Васильевича в звание профессора. Однако Верещагин, который считал, что чины и награды в искусстве вредны, не раздумывая отказался от этого звания! На этот «вызов» совет Академии ответил очень жестоко — исключил «бунтаря» из списка своих членов.

Верещагин пожал плечами и отбыл в Индию, где стал работать над этюдами к новой серии картин. И снова его «живописная» сторона жизни пересеклась с военной! Война 1877-78 годов потребовала его присутствия на Балканском полуострове. Там Верещагин принял участие в боях и был ранен, но опять-таки, несмотря на это, сделал большое количество набросков и этюдов. В течение двух лет работал он в Париже над собранным материалом и вскоре представил миру еще одну серию картин — на этот раз болгарскую.

В 1884 году Верещагин нанес визит в Палестину и Сирию, потом совершил путешествие по русскому Северу и начал писать цикл картин эпопеи 1812 года. И здесь он выделялся среди своих собратьев — художников-баталистов. У тех главное место в картине занимал красивый эффектный подвиг или торжествующие войска, Верещагин же, наоборот, зная войну не понаслышке, показал все бедствия и темные стороны сражений. «В войне лишь 10 процентов победы и 90 процентов страшных увечий, холода, голода, жестокости, отчаяния и смерти в самых ужасных и поразительных ее проявлениях,» — говорил он.

Живописец и воин Василий Васильевич Верещагин погиб, как и жил — в бою. В 1904 году при взрыве броненосца «Петропавловск» под Порт-Артуром Россия лишилась великого художника-баталиста.

Вика АНДРЕЕВА

Свежие записи