Калейдоскоп интересных событий в мире и фактов из жизни

Комикс: от норманнов до контркультуры

История комикса начинается задолго до возникновения самого этого слова.

В средневековых манускриптах, посвященных Вильяму Завоевателю, процесс освоения норманнами саксонских земель был отражен в картинках с подписями, что сильно напоминало нынешние комиксы. В период XVI-XVIII веков в Англии появляются многочисленные памфлеты, которые также богато украшены рисунками с подписями, заключенными в характерные «облачка».

Комиксы (правда, в несколько необычном для нас виде) появлялись и в английском юмористическом журнале «Панч» (год основания — 1841-й), и во французском «Ле Шаривари» (1832-й). В 1877 году эту традицию подхватил американский журнал «Пак», а в 1881-м — «Джудж». Американский опять-таки карикатурист и комиксист Роллин Кирби был первым, кто получил Пулитцеровскую премию именно как художник, а не журналист. Случилось это в 1992 году.

Первая газета, которая ежедневно печатала комиксы, «Мистер А.Мутт», начала издаваться в 1907 году Бадом Фишером. В 1920 году комикс в США пережил первый взлет. А первым комиксом, который приобрел международную известность, стала книга Джорджа Макмануса «Папашино воспитание».
В тридцатых годах комиксов расплодилось так много, что издатели начали их классифицировать по жанрам. Так появилась детективная серия «Дик Трейси», спортивная — «Джо Палука», социальная — «Ли’л Эбнер», приключенческая — «Терри и пираты», научно-фантастическая — «Бэк Роджерс», с уклоном в авиацию — «Улыбчивый Джек», в ковбойскую тематику — «Красный наездник» и колдовскую — «Фантом».

1934 год в Штатах ознаменовался выходом первого журнала, посвященного комиксам — «Фэймоуз Фанниз». В конце тридцатых появились известнейшие персонажи — «Бэтмен» Боба Кейна (серия «Детектив Комикс») и «Супермен» Джерри Сигела и Джо Шустера («Экшн Комикс», 1938 год). В 40-х годах комикс охватывает все новые сферы: от пересказа похождений мультгероев Микки-Мауса и Дональда Дака до ветхозаветных сцен из Библии.
Во время второй мировой войны искусство комикса было переведено на военные рельсы. Так, например, знаменитый детектив Дик Трейси стал бороться не против обычных преступников, а против саботажников и шпионов. Набирала обороты тематика вооруженных сил. Одним из самых популярных в Америке стал комикс «Рядовой Джо» Дэйва Бреггера.

В 50 — 60-е были придуманы «Икс Мен» и «Фантастическая четверка».

В 70 — 90-е индустрия комиксов стала тесно связана со смежными областями шоу-бизнеса: кино, спортом, музыкой… Стоило режиссеру снять удачное кино, как рынок тут же наводняли комиксы с продолжением похождений полюбившегося героя или героини. Одновременно шел и встречный процесс — как только акулы шоу-бизнеса замечали, что тот или иной персонаж комикса завоевывал рынок, его тут же раскручивали в бродвейских мюзиклах и мультфильмах.
Серьезных достижений в развитии комикса было немного. Симпатии читателей завоевали работы Тэда Доргона, повествующие о смешных сторонах американской действительности, Клэра Бриггса, чьи герои «Мистер» и «Миссис» помогали многим разбираться в семейных проблемах, Морта Уолкера, продолжившего военно-морскую тематику 40-х.

Острые зарисовки из жизни контркультуры принесли автору «Дунсбери» Гэри Трюдо в 1975 году Пулитцеровскую премию. В 1987 году этой престижной премии был удостоен Берк Бретхед — за серию приключений жителей «Округа Блум».

ПОСТАНОВКИ ПО МОТИВАМ КОМИКСОВ

20-е — «Чокнутая кошка» Джорджа Херримана поставлена на балетной сцене.
30-е — «Бэтмен» Боба Кейна и «Супермен» Джерри Сигела и Джо Шустера экранизированы «Блонди», «Флэш Гордон», «Бэк Роджерс» и нашли новое воплощение в телесериалах.
40 — 50-е — «Ли’л Эбнер», «Супермен» и «Семечки» трансформированы в бродвейские мюзиклы. По мотивам «Литл Орфан Энни» и «Супермена» осуществлены радиопостановки. «Флинстоуны» и «Семечки» выходят в виде телесериалов.
60-е — стиль комиксов активно используется художниками, последователями поп-арта (Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн).

Свежие записи