Люди радуги
Все мои иллюзии о братской любви и единении между народами всего мира закончились еще тогда, когда отзвенело пионерское детство, а меня так и не послали в «Артек».
В наш же меркантильный век мне вдвойне трудно было предположить, что в одно и то же время несколько тысяч человек со всего земного шара внезапно срываются из дома и мчатся в одно и то же место только для того, чтобы полмесяца пообщаться. Особенно если учесть, что большинство этих людей не знакомы между собой и никогда раньше не встречались.
И все-таки такие личности есть. Это — люди Радуги, Rainbow рeoрle.
Я побывала на XIII международном Rainbow, который проводился на юге Чехии, у самой австрийской границы, недалеко от деревеньки Рohorsa ves.
Уже в Ceske Budejovice добропорядочные обыватели на вокзале дивились огромному количеству людей разных национальностей, в разноцветной одежде, берущих билеты в одном направлении. Когда же я приехала в маленький городок Malonty, то это уже выглядело как великое переселение народов. Огромное количество машин (многие из которых были разрисованы во все цвета радуги), набитых разноцветным волосатым народом, говорящим на всех языках мира, двигалось по направлению к австрийской границе. Многие топали пешком с рюкзаками, но мне повезло. Когда я уже собиралась в путь (между прочим, 10 с лишним кэмэ) рядом притормозила машина, за рулем который сидели парень в буддийской одежде и девушка, похожая на Бьорк: «Залезайте!» В машину втиснулся один англичанин, его подруга из Аргентины, последнее место мне по-джентльменски уступили два немца. Впрочем, их тоже подхватил какой-то грузовичок, в кузове которого уже сидело человек десять с рюкзаками. Весело переговариваясь, оголтело сигналя и махая руками всем, кто шел по дороге, мы проскочили Рarking рlace, где большинство оставляли свои машины, и доехали до самого Welcome Center.
Welcome Center расположился в заброшенной деревне рядом с разрушенной церковью, которая стараниями Rainbow рeoрle изнутри вся была разрисована цветами, пацификами, бабочками и приобрела очень симпатичный вид. Во дворе играли флейты, бонги и там-тамы, в центре горел костер, по стенам метались тени танцующих людей. А на улице — на кухне — как раз подоспел обед, и мы с удовольствием перекусили.
Главный лагерь, расположившийся на большой поляне, напоминал скорее индейское селение, чем стойбище европейских людей. (Поскольку первые Rainbow происходили на американской земле, но Rainbow рeoрle переняли некоторые традиции североамериканских индейцев — большинство жили в типи (индейские вигвамы с костром внутри). Кроме того, по традиции, стало не принято привозить с собой магнитофоны, радиоприемники, электрические музыкальные инструменты. Зато на Rainbow стали распространены экзотические инструменты: тамтамы, бонги, диджери-ду (австралийский музыкальный инструмент в виде огромной трубы, сделанной из ствола дерева с выжженной серединой, издающий низкий мистический звук) и варганы (они же хомусы — музыкальный инструмент народов Севера).
В центре главной поляны была вкопана мачта, которая по индейским традициям обозначала место собрания племени. Два раза в день мы приходили сюда для совместной медитации и приема пищи. Представляете себе зрелище: три тысячи человек встают в огромный круг, берутся за руки и поют Rainbow-мантру на английском: «Мы — круг, мы — круг, без начала и конца», а потом выдыхают: «Ом!» Даже земля гудит под ногами!
Потом происходит раздача еды, которая приготавливается на общей кухне для всех. Стряпать может любой. Желающих помочь порезать фрукты, например, всегда находилось предостаточно. Вся еда на Rainbow вегетарианская, но от этого она ничего не теряет. Кто откажется от фруктового салата из апельсинов, яблок, слив, бананов и семечек подсолнуха или каши с орехами и изюмом? Правда, находились кровожадные маньяки, трескавшие тушенку под покровом ночи в своей палатке, и я, сознаюсь, была в их числе.
Для особо голодных и мучимых жаждой по всему лагерю устроили несколько чайных и суповых кухонь, где постоянно кто-то тусовался, поддерживал огонь и готовил чай, суп и Magic Drink (горячее молоко с сахаром и специями).
После раздачи еды любой, кто хотел что-то сказать или попросить, мог пройти по кругу, выкрикивая свое сообщение, и те, кто заинтересовался или мог чем-то помочь, подзывали его к себе. Так можно было найти, кто подвезет тебя до Праги, даст кусок полиэтилена накрыть палатку, сказать, что уезжаешь и попрощаться со всеми сразу…
Там же, в кругу, делались сообщения о workshoрax, в переводе на русский, мастерских. Все, кто мог чему-то научить, объявляли место проведения своего workshoрa. Кто желает — приходи. Чему там только не учили: дудеть в диджери-ду, жонглировать огнем и делать сальто!
Для тех, у кого могли возникнуть проблемы со здоровьем, был создан медицинский шатер, а для особо жаждущих информации — две библиотеки под открытым небом с весьма продвинутой литературкой, от книг по буддизму до журналов об использовании конопли в различных сферах жизнедеятельности.
Кстати, несмотря на запрет на наркотики, марихуану и гашиш там все курили очень активно, но это выглядело скорее как медитация единения с природой, нежели банальная попытка обдолбаться. Очень распространено было курение из чилимов (специальных индейских трубок), эту традицию привезли с собой индеанисты. Побывав в их типи, где на полу были постелены плетеные циновки, курились благовония и строго взирал с портрета бог Шива, а сами хозяева, облаченные в сари, напевая мантры, готовили в большом котле напиток из молока и трав, я бы ни за что не поверила, что они из Германии.
Вообще народ Rainbow очень разномастен и по занятиям в обычной жизни: молодой итальянец, путешествующий по свету, преподаватель технического дизайна в высшей школе в Австрии, полька, изучающая санскрит в Индии. Да и по возрасту: от ветеранов, помнящих первые американские Rainbow, до двух летних малышей, первый раз «вышедших в свет». Для них, кстати, было создано специальное типи и некое подобие детского сада вокруг него со всякими лестницами и качелями, где родители могли безбоязненно оставлять своих чад под надежным присмотром.
Не следует забывать, что, кроме духовного Rainbow, существует еще и экологическое движение. Поэтому проблема, как бы не загадить место, в котором мы живем, была не из последних. На доске объявлений висело пламенное воззвание ко всем жителям лагеря: не ставить палатки глубоко в лесу, не мыться с мылом в ручьях, акуратно разводить костры и не справлять естественные потребности где попало.
Для пополнения запасов сигарет, хлеба и просто для развлечения (пива чешского попить, например) иногда предпринимались вылазки в ближайшие деревеньки и городки. Для этого надо было прийти на Welcome Center и вписаться в какую-нибудь машину. Это был самый веселый в мире автостоп! В одну легковушку набивалось человек по шесть-семь, иногда кто-то пристраивался на крыше, а некоторые каскадеры даже умудрялись ездить на капоте. Про микроавтобусы и говорить нечего: там была просто веселая кучамала. В двух пивных барах деревеньки Рohorska ves. местных завсегдатаев сильно потеснили, а в магазинчиках окрестных городков из-за нашего нашествия постоянно не было хлеба.
Кульминацией всего фестиваля стало празднование Full Moon (Полная Луна). Это было что-то! Всю ночь вокруг гигантского костра играли десятки музыкантов, плясали тысячи людей, они жонглировали факелами, бегали, взявшись за руки, вопили… Впоследствии кто-то рассказывал, что жители окрестных австрийских деревень пребывали в совершеннейшем недоумении по поводу происходящего по ту сторону границы. Еще бы — вторую неделю подряд все ночи напролет тихий сельский пейзаж оглашает бой тамтамов и шаманское пение, а в полнолуние еще и отблески гигантского костра видны!
А потом все начали потихоньку разъезжаться кто куда, но все еще казалось, что лето и праздник останутся навсегда.
Сейчас я сижу в холодной и мрачной Москве, и мне уже не верится, что все это действительно было. Зимой, правда, будет Rainbow в Австралии, но мне туда не добраться. И я жду лета — XIV международный Rainbow состоится в Португалии.
Анна АРТАМОНОВА
Rainbow — это альтернативное, экологическое, миротворческое движение, родившееся в 70-х годах в Америке.
Организация Rainbow происходит исключительно на добровольных началах: кто хочет и может чем-то помочь, собираются вместе и обсуждают техническую сторону дела. Информация распространяется через фокалайзеров, сообщающих о месте проведения следующего Rainbow по адресам и телефонам, оставленным на доске объявлений предыдущего. Деньги выделяет кто и сколько может — никаких вступительнхых взносов и путевок нет.