Калейдоскоп интересных событий в мире и фактов из жизни

Реальная виртуальность

Часть 1

Едва различимый в густом тумане неизвестности, компьютерный андеграунд напоминает сегодня средневековый замок из фильма-жутика, населенный призраками, трупами, кровососами, мутантами, киберпанками, доктором Шизером и прочей чертовщиной. Он живет своей собственной жизнью, скрытой от глаз людских, по своим, только ему присущим, законам. Иногда какая-то часть этой жизни придается огласке, и тогда на его обитателей, скрывающихся под леденящими кровь кликухами, обрушиваются потоки брани, угроз и презрения. Все эти диковинные персонажи носят обобщенное имя «хакеры».

«Хакер» — слово, первоначально означавшее крутых взломщиков компьютерных программ, за последнее время приобрело более широкий смысл. Так стали называть пиратов-крекеров, взламывающих программы с помощью изощренных приемов (чистая уголовщина), трейдеров и курьеров, распространяющих сломанные программы по белу свету без всякой выгоды для себя (этим ребятам статью не пришьешь), кодеров, одержимых жаждой разрушать и гадить всем без разбора. Совсем безобидные существа — создатели вспомогательных маленьких программ, позволяющих резко убыстрять действие продуктов больших. К таким «малюткам» относятся, например, вьюверы — программы для просмотра графики и текста, а также прослушивания музыки. Фирмы, как правило, такими пустяками не занимаются, отдавая их на откуп любителям, которые занимаются этим из любви к искусству и распространяют безвозмездно через курьеров. Замыкает эту хакерскую компанию компьютерная богема — художники, музыканты и кодеры, объединенные, как правило, в демогруппы. С помощью специальных программ они создают на компьютере картинки, музыкальные композиции и клипы (все это называется демопродукцией), которые становятся средством самовыражения и самоутверждения, а потому и ареной ожесточенной борьбы за право входить в число лидеров.

Это движение (демосцена) не претендует на официальное признание, не дорожит им и в определенной степени противостоит авторитетам в мире коммерции.

Все, что делается на демосцене, не подлежит продаже. Здесь царит дух бескорыстия, свободы и взаимоуважения. Эта сцена неосязаема. На ней нет назначенных членов жюри, получающих зарплату, а судьями на конкурсах являются сами участники и зрители. Поэтому в отличие от профессионального компьютерного искусства, переживающего в России тяжелейшие времена, демосцена развивается по своим собственным законам. Она неуклонно набирает силу, притягивает к себе талантливую молодежь, поддерживающую дружеские отношения с пиратским миром. Это пиратский мир в знак уважения к их труду на демосцене подбрасывает им время от времени кое-какие программы, которые обычный демомейкер купить не в состоянии.

Официальная программа «3D Studio», например, стоит около 4 тысяч долларов. А для создания демопродукции требуется десятка два дорогих программ. Так что не будь пиратства, демосцена прекратила бы свое существование, лишив огромную массу людей возможности заниматься компьютерным творчеством. Потом, как рассуждают демомейкеры, «одно дело, когда взламывают программы с целью скачать деньги с чужого счета в банке на свой, и совсем другое — когда взламывают программы, которые идут на создание картинок или клипов».

В этом смысле пираты уподобляются эдаким Робин Гудам, которые грабят богатых с целью бесплатной раздачи награбленного беднякам. Однако, по существующим законам, грабеж есть грабеж. Тем не менее, люди, рискующие потерять свободу (до пяти лет тюрьмы) из любви к искусству, заслуживают как понимания, так и снисхождения. А уж называть всех хакеров компьютерными хулиганами и вовсе несправедливо.

Первая попытка оформить движение, представляющее российскую демосцену, была предпринята два года назад, когда ребята из питерской демогруппы «Realm of Illusion» собрали у себя большую тусовку с красивым, но непонятным названием «Enlight-95». Тогда мало кто верил, что из этого получится что-то путное. Несмотря на очень слабую организацию, тусовка в общем удалась. Было проведено шесть конкурсов, которые показали, что наши ребята имеют реальные шансы выйти в ближайшее время на мировой уровень в этой области компьютерного искусства.

Следующий год показал, что такие конкурсы, несмотря на свои недостатки, становятся традицией, выявляя лучших художников, кодеров и музыкантов. По результатам конкурсов «Enlight», различным рейтингам и оценкам специализированных компьютерных журналов, бесспорным лидером на российской демосцене является демогруппа «Deep, Deep Trouble Entertainment».

Последняя их работа — десятиминутный клип «Погоня» — произвела подлинный фурор. По сложности и продолжительности она превосходила все, что было до сих пор сделано российскими любителями.

Сюжет «Погони» незамысловат. Какой-то крутой бандит сбежал из тюрьмы на грузовике, за ним гонятся стражи порядка на полицейских автомашинах. Все это происходит на фоне бешеного ритма рок-музыки, рева форсированного двигателя, воя сирены, выстрелов, звона разбитого стекла, криков и реплик действующих персонажей, озвученных авторами клипа, скрежета тормозов и покореженного металла. Камера показывает участников погони то сверху, то снизу, то сбоку, то в зеркальце. Клип заканчивается тараном грузовика полицейской машиной. Красивый взрыв. Все гибнут. На экран накатывает оторвавшееся колесо. Камера показывает могилу полицейского, крупным планом появляется лицо девушки, по которому под печальную мелодичную музыку скатываются крупные слезы.

На создание этого клипа у ребят ушел целый год напряженной, почти ежедневной работы. Основная тяжесть легла на художника — президента «DDT Ent» Royal Ghost’а, задумавшего весь этот проект, детально расписав сценарий со всеми ракурсами и сделав всю художественную часть. Музыку написал Mad Minder, а кодил Street Raider.

Главная трудность заключалась в освоении незнакомой ребятам программы «3D Studio» и конструировании трехмерных объектов автомашин. Когда этот этап был успешно преодолен, встала задача заставить их двигаться на экране. На это ушло еще несколько месяцев кропотливого труда. И только тогда пошла настоящая работа над фрагментами клипа. Несомненным достоинством его является сравнительно небольшой объем в 13 мегабайт, что позволяет довольно легко распространять его по сетям.

Юрий АФАНАСЬЕВ

Связаться с демогруппой «ДДТ» можно по адресу E-MAIL: Ghost@LIALUР.PTT.RU

Реальная виртуальность часть вторая

Свежие записи