Калейдоскоп интересных событий в мире и фактов из жизни

Кто сильнее, тот и прав?

Нет, в интеллектуальных дуэлях «Брэйн-Ринга» прав тот, кто больше знает и умеет быстро воспользоваться этим знанием.

Интеллектуальная дуэль, в частности, съемки телеигры «Брэйн-ринг» выглядит следующим образом: команда едет на фестиваль, долго и муторно пробивается в эфир, а потом неделю парится в «Останкино», ожидая, пока ее вызовут играть с другой такой же замученной командой.

Вообще-то в «Брэйн-Ринг» попасть довольно просто. Отбор на последние съемки проходил на фестивале «Что? Где? Когда?» во Владимире в январе 1996 года, и туда приглашали всех желающих. Достаточно было позвонить в фирму «Игра», а потом найти деньги на поездку во Владимир и проживание в гостинице «Золотое кольцо». Но дальше…

Что такое фестиваль «Что? Где? Когда?» в целом? На бывшем пространстве СССР проживают несколько тысяч матерых, с многолетним стажем знатоков, которых хлебом не корми — дай пообщаться друг с другом. Поэтому несколько раз в год они съезжаются на подобные мероприятия — силами помериться, вопросами друг в друга «пострелять». Кроме этого, на фестивале во Владимире обычно появляется телегруппа — отбирать команды для съемок в «Брэйн-Ринге».

Как проходят интеллектуальные дуэли? Садятся друг напротив друга две команды, ведущий — Андрей Козлов — читает вопросы, а телегруппа — сидит в сторонке и следит за обсуждением. Учитывается все: и качество игры, и манера поведения за столом (то, на чем мы — московская команда «Максима» — чуть не срезались), и даже внешний вид — многие команды, еще не попав на съемки, уже захватывают с собой форму…

Само собой, что девяносто процентов успеха на отборе — это везение на вопросы. А они на «Брэйне» делятся на несколько категорий: «кнопки» — настолько легкие, что там и думать не надо, главное — быстро выжать кнопку, чтобы получить право на ответ; «гробы» — те, что вообще неизвестно, как брать (эти, к счастью, попадаются редко); хорошие, которых всегда мало; «многоверсионки» и, наконец, «свечки» — те, что часть команд уже знает.

«Свечки» обычно попадают на игровой стол не по злой воле телевизионщиков, а из-за того, что вопросы для телеигр «Брэйн-Ринг» поставляют сами знатоки. Поскольку вопросов в клубе всегда мало, и даже самые плохие ценятся на вес золота, то человек, придумавший что-то интересное, наверняка растрезвонит это встречным и поперечным — просто, чтобы похвастаться. А если сегодня идею засветили в Якутске, то завтра о ней будут знать в Баку, Москве и Одессе, а послезавтра — в Тель-Авиве, Вашингтоне и Кельне (там тоже есть команды). Ну и, конечно, кто-то, в результате, получит его на съемках…

В нашем случае отбор на интеллектуальную дуэль происходил так: нас (московскую команду «Максима») посадили против команды Тбилиси. Первую пару вопросов мы взяли, а на третьем проиграли «кнопку». Что делать… При первом в моей жизни отборе на «Брэйн» (это было в 1993 году), я в аналогичной ситуации пару раз стукнулся лбом о стол — якобы от отчаяния. Это произвело впечатление на телегруппу, и нас взяли. Вывод — надо это повторить. Но то ли получилось это не так искренне, как в прошлый раз, то ли стар я стал для такой акробатики, но только лица у телевизионщиков вытянулись до пола. Это был первый прокол. Второй — когда на последнем, решающем вопросе, наши противники, выиграв «кнопку», дали неправильный ответ. Тут уж мы не выдержали и заорали «ура». Сами понимаете, что за такое злорадство нас по головке не погладили… Но каким-то чудом допустили до второго тура.

Такое дело надо было отметить. Вот мы, что называется, и нарушили режим… Можете себе представить, каковы мы были наутро. Естественно мы проиграли трезвым и бодрым соперникам со счетом 5:1 и поняли, что приехали зря… Но, видно, у телегруппы оставались по нашему поводу какие-то надежды, поэтому мы оказались в числе приглашенных на третий тур — психологический.

Суть его такова — вся команда становится в круг, вытягивает руки в стороны. Один из нас выходит в центр и раскручивается с закрытыми глазами. По хлопку ведущего этот человек валится назад. Задача остальных — поймать его. Так проверяют команду на сплоченность и взаимовыручку.

Мы не уронили никого. Мало того: ведущий «Брэйн-Ринга» Андрей Козлов тоже решил поиграть с нами. Вышел, раскрутился, стал валиться… Козлов — мужчина крупный, а наш игрок, на которого он падал — маленький и довольно хрупкий. И если бы мы не поймали ведущего, то дальше играть нам пришлось бы впятером… ничего, не уронили. Это произвело такое впечатление, что нас простили и пригласили на съемки — правда, в качестве команды-резерва. То есть будем мы играть или нет — этого никто не знал.

Обычно команды запираются в студии на неделю, снимают десятка два — три передач, которые потом показывают весь год. А чтобы сделать три или четыре передачи в день, нужно часов десять.

Места на трибунах — меньше, чем в автобусе в час «пик». К тому же телегруппа постоянно требует орать что-нибудь в поддержку играющих команд, так что на третий день знатокам разговаривать уже нечем — связки сели… Тем не менее, все сидят и даже умудряются обсуждать «кнопки» и «гробы». Постоянная нервотрепка — «вызовут-не вызовут» очень выматывает, к концу съемочного цикла знатоки ходят усталые и «тормозят» даже на самых простых вещах. Нас мариновали до последнего дня. Потом выпустили на ринг с командой из Гомеля, дали один «гроб» и две «многоверсионки» и, после трех невзятых вопросов, дисквалифицировали вместе с соперниками…

Антон ЧЕРНИН

Свежие записи